Школьники иногда совершают ошибки, из-за которых работа (порой, многомесячная) отправляется в мусорную корзину. Ну, что ж, со мной тоже бывает. В этих случаях я им рассказываю свою любимую поговорку: "Халтурщик всегда делает с первого раза, профессионал переделывает, мастер — переделывает дважды". И тут они регулярно удивляются: а разве мастер — это круче, чем профессионал?!
Гораздо круче! — отвечаю я с умным видом, а про себя всё думаю: а в чём отличие-то, собственно?
Вот, додумался.
Профессионал — это тот, кто умеет сделать хорошо. Он побывал у профессора (лат. "наставник"), тот его научил, дальше он приобрёл опыт работы и теперь он *может*. А мастер — это совершенно другое. Мастер — это тот, кто *хочет* сделать хорошо. Его квалификация может быть недостаточной, но — он занимается своим любимым делом и совершенствуется в нём, потому что он *хочет*. И на длинной дистанции он любого "обученного" — т.е., профессионала — обгонит со свистом.
Именно в этом узком смысле, и ни в каком другом, — мастером нужно родиться. Единственное, что можно называть словом "талант", — это *желание* заниматься тем или иным делом. Всё остальное — приложится, найдётся и будет дано. Ну, или можно выразиться иначе: вы будете видеть задачи и хотеть их решать — именно в тех областях, к которым у вас есть дарование. Можно заниматься не ими, а чем-то другим, но тогда вам будет скучно и трудно, а люди скажут: таланту нету.
Я был мастером программирования, но потерял к нему интерес и перестал быть мастером, хотя остаюсь профессионалом. Когда мне предлагают преподавать информатику, я отказываюсь: чтобы кого-то учить, нужно любить то, чему учишь, — иначе никак. Поэтому, вот, стругаю ма-аленьким рубаночком гусельки и преподаю столярку...
А один из моих учителей рассказывал, как педагог Святослава Рихтера любил говорить его — Рихтера — однокашникам: "Светик больше всех вас может, потому что он больше всех вас хочет!" И в самом деле: переработать снизу доверху технику звукоизвлечения при подготовке к первому международному конкурсу — т.е., будучи состоявшимся большим музыкантом, взять да и разучиться играть, а потом научиться заново — это нужно *очень много* хотеть!
Этот последний пример иллюстрирует ещё одну важную вещь: мастера делает мастером принятое решение: я этого хочу, и я за это взялся всерьёз! А переделывать по сто раз — ну, что ж. Я же хочу! Как же не переделывать?
В этом вся фишка.